Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады достигается двумя путями: постановкой артикуляционных движений индивидуально (учителем-логопедом) и систематической артикуляционной гимнастикой.
Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
ЗНАКОМСТВО С УДАРНЫМ ЗВУКОМ "У"
Объяснение детям артикуляции звука в игровой форме
Звук У: горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы ВЫТЯНУТЫ ВПЕРЕД, даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает маленький круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.
ЗНАКОМСТВО С УДАРНЫМ ЗВУКОМ "А"
Объяснение детям артикуляции звука в игровой форме
Звук А: горлышко гудит (проверяем, прикладывая руку), Воздух легко проходит через рот, Воздуху ничего не мешает. Губы даже сделали воротца для Воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
ВНИМАНИЕ!
НАШЕ ЗДОРОВЬЕ - В НАШИХ РУКАХ
Путешествие в музеи Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург не зря называют культурной столицей. В городе огромное количество различных музеев, да туристы в основном посещают самые известные: Эрмитаж, Кунсткамера, государственный заповедник “Петергоф” и другие достопримечательности. Если вы все уже пересмотрели и везде побывали предлагаем посетить интересные музеи Санкт-Петербурга. Найдете много занимательных фактов, расширите свой кругозор, весело проведете время.
Познавательная информация для всей семьи
Первое упоминание о Москве (речь идет об
Ипатьевской летописи) относится к 1147 году. И хотя именно этот
год принято считать датой легендарного основания нашего старинного города,
археологи давно уже доказали, что укрепленное поселение славян на
месте исторического центра современной Москвы существовало задолго
до 1147 года. Но для ученых-лингвистов эта дата стала самой
древней документально зафиксированной точкой отсчета истории названия столицы.
Любопытно и то, что в
некоторых памятниках письменности город Москва упоминается при помощи
описательного выражения на Москве, то есть «город на Москве-реке». П. Я.
Черных сделал предположение о диалектом характере слова москы еще в
раннем историческом периоде языка восточных славян. Ученый считал, что это слово
использовали славяне-вятичи.
*Более
100 лет простояла деревянная Москва;
*русский князь Дмитрий Долгорукий построил Кремль из белого
камня;
*затем построили Кремль из красного кирпича;
*с 1955 г. Московский Кремль стал музеем под открытым небом;
*Царь-колокол весит 200 тонн. Во время пожара в Москве
колокол лежал в яме. Люди хотели спасти его и стали поливать водой. Раскалённый
металл треснул, кусок от колокола откололся. Колокол водрузили на постамент, а
осколок положили рядом.
*Царь-пушку называют так, потому что она огромных размеров и
на её дупле изображён царь на коне. Царь-пушку отлили на удивление простому
народу и на устрашение приезжавших тогда в Москву татар.
*Покровский собор считается самым красивым в Москве. У него
много куполов, они все разного размера, разукрашены по-разному. Под каждым
куполом кокошник, который очень украшает собор.
*Кремль – это крепость. Стены Кремля очень высокие – с
трёхэтажный дом. А в некоторых местах – с шестиэтажный дом. У Кремля 20 башен.
В них укрывались воины, жители города, там находилось продовольствие, вода,
оружие.
Показатели речевого развития детей
6 – 7 лет
НОВОГОДНИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Новогодние развивающие речевые игры для детей дошкольного возраста
и их родителей, в которые можно поиграть и на новогоднем празднике, и дома на
новогодних каникулах.
НОВОГОДНЯЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА
«ОТГАДАЙ ЕЛОЧНУЮ ИГРУШКУ»:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
И ОРИЕНТАЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
Игра
проводится рядом с елкой, украшенной игрушками.
Вариант
1. Отгадай игрушку по описанию.
Сначала рассмотрите игрушки на елке, знает
ли ребенок, кто это, как называется эта игрушка? Затем ребенок описывает
игрушку, называя ее признаки. Игроки отгадывают. Когда игрушка отгадана, все
под веселую музыку изображают эту игрушку.
Например: «Эта игрушка очень веселая. У нее
синяя большая шляпа и желтые брюки. В руках она держит большую книгу. Эта
игрушка улыбается» (Незнайка).
Или «Эта игрушка маленькая. Она белого
цвета. У нее длинные ушки и короткий хвост. Она умеет прыгать. Эта игрушка
очень боится лисы и волка. Кто это?».
Если ребенку трудно загадать игрушку, то
взрослый подсказывает ему начало фразы: «Эта игрушка…. Какая? У нее есть… что?
Хвост у нее… какой?»
Вариант 2. Отгадай игрушку по ее «адресу».
У каждой игрушки есть свой «адрес» на
новогодней елке. Сначала рассмотрите елку: кто где живет? Кто живет рядом с
мишкой? А какие игрушки живут выше / ниже домика? Какие игрушки живут правее
лисички, а какие – левее лисички?
Потом ведущий загадывает игрушку, а дети
пытаются угадать, какая игрушка загадана, задавая ведущему вопросы: эта игрушка
живет на елке выше фигурки мишки? Она правее звездочки? Она левее конфеты? В
дальнейшем дети загадывают игрушки, а взрослый их угадывает по вопросам.
РЕЧЕВАЯ НОВОГОДНЯЯ ИГРА «МАСКИ«:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И
ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В веселой игре мы научим ребенка
задавать вопросы в логической последовательности, вести диалог.
Вам
понадобятся: готовые новогодние детские маски или самодельные маски.
Как играть:
Шаг
1. Ребенку
на голову надевается маска так, чтобы он не видел изображения на ней. В комнате
не должно быть зеркал, чтобы ребенок не смог подсмотреть, что за маска у него
на голове.
Шаг 2. Малыш пытается отгадать, какую
роль он выполняет, задавая вопросы игрокам. На вопросы можно отвечать только
«да» или «нет».
Например: Я человек? (нет). Я зверюшка? (да). Я умею прыгать?
(да). Я умею бегать? (да). Я зеленого цвета? Я ем траву? Я добрый? и т.д.
Шаг 3. После того, как ребенок
отгадал, он снимает маску и проверяет правильность ответа. И передает роль
отгадывающего следующему малышу.
Сначала взрослый показывает
как играть в эту игру (становится ведущим в игре, задает
последовательность вопросов и отгадывает свою маску), потом отгадывает ребенок.
Полезный совет. Как сделать маску:
Вариант 1. Вырезаем полоску бумаги и
приклеиваем к ней картинку с изображением сказочного героя или зверюшки. Маска
— ободок готова. Ее можно использовать и для инсценировок сказок на новогоднем
детском празднике.
Вариант 2. Рисуем мордочку зверюшки. Сбоку
делаем две прорези и вставляем завязки. Завязываем маску на голове ребенка.
ИГРА СО СНЕЖИНКАМИ «ОТГАДАЙ СЮРПРИЗ»:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Игре мы обогащаем и активизируем словарь
детей, учим малыша говорить ярко, образно, выразительно.
Сделайте из бумаги снежинки. Выложите из
них большой сугроб на столе или на полу. Под сугроб положите сюрприз (картинку,
наклейку) так, чтобы не было видно, что конкретно спрятано под сугробом.
Попросите ребенка «расколдовать» сугроб и найти приз.
Чтобы снежинки улетели, надо их
похвалить – назвать, какие снежинки. Они… белые, ажурные, узорные, холодные,
блестящие, танцующие, красивые, прекрасные, ледяные, пушистые, маленькие и т.д.
Взрослый и ребенок по очереди говорят по
одному слову. Взрослый называет сложные слова, редко встречающиеся в быту,
обогащая словарь ребенка. Ребенок называет в игре более простые слова.
Количество снежинок в сугробе зависит от
возраста ребенка и уровня развития его речи. Для самых маленьких достаточно
подобрать ребенку 5 слов, для детей постарше – это может быть 10- 15 слов.
Когда все снежинки «улетели», малыш
может увидеть сюрприз, который был спрятан под сугробом, и взять его себе.
НАЙДИ НОВОГОДНИЙ СЮРПРИЗ:
УЧИМСЯ
ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
Вариант 1. Попросите
малыша выйти за дверь и спрячьте новогоднюю игрушку — сюрприз. Когда он зайдет
в комнату, скажите ему путь к игрушке. Примерный путь может быть рассказан так:
«Иди прямо к столу, у стола поверни направо (ребенок выполняет). Пройди пять
шагов. А теперь один шаг назад, поверни налево (ребенок выполняет). Пройди два
шага. Ищи!» В первых играх трехлетнему малышу можно дать одну-две команды,
четырехлетнему давайте не больше 2-3 команд. Потом можно увеличить количество
команд до 5 и даже более.
Вариант 2. Когда
ребенок освоит эту игру, то усложните ее. Во втором варианте игры малышу нужно
назвать направление, в котором он идет. Вот как это делается.
Вырежете из
цветной бумаги или цветного картона стрелки разного цвета и разложите их на
полу. Скажите ребенку: «Иди туда, куда показывает красная стрелка, пройди
три шага. Куда же тебе надо идти?» (ребенок называет направление: влево,
вправо, прямо или назад). «А дальше иди туда, куда показывает синяя стрелка.
Куда она тебя ведет? (ребенок называет – вправо или влево, вперед или назад)
Пройди 2 шага». А теперь, ищи!
Вариант 3. Для
старших дошкольников усложните задание. Нарисуйте заранее план комнаты.
На плане обозначайте окно, дверь и основные предметы мебели яркими цветными
прямоугольниками, квадратами, кругами. Обозначьте на плане крестиком то
место, в котором Вы спрятали новогодний сюрприз.
Ребенку нужно
будет посмотреть на план комнаты, найти на плане дверь, окно, шкаф, стол,
диван; свое местонахождение в комнате; место, где спрятан приз. А затем
разыскать сюрприз. Это может быть и сюрприз от Деда Мороза, и его новое
задание, и загадка, и картинка — раскраска или небольшая новая новогодняя
игрушка на елку.
СЕМЕЙНАЯ
ИГРА «РАЗ, ДВА, ТРИ, СМОТРИ»:
ИГРА ДЛЯ СПЛОЧЕНИЯ, РАСКРЕПОЩЕНИЯ И ХОРОШЕГО
НАСТРОЕНИЯ
В игре участвуют дети и взрослые. Игроки делятся на
пары. Каждая пара заранее договаривается друг с другом, что она исполнит для
всех. Это может быть небольшое четверостишие про елку, один куплет из
известной новогодней песенки, скороговорка, рифмовка или чистоговорка,
новогоднее поздравление для всех. Можно заранее заготовить небольшие тексты в
помощь взрослым для их разучивания с малышами.
Первая пара выходит к елке и исполняет свой сюрприз
для всех.
Сразу же после этого ведущий игры говорит первой паре:
«Раз…. Два….. Три…..», растягивая паузы между словами. На эти слова
игрокам из этой пары нужно быстро встать друг другу спиной. Ведущий продолжает:
«Смотри». Игроки в паре поворачивают голову направо или налево.
Если игроки в паре совпали (т.е. повернулись оба в
одну сторону – например, к елке, к окну), то они обнимаются, поздравляют друг
друга с Новым годом. А может быть и получают небольшой подарок, например,
ягодку клюквы в сахарной пудре или картинку, наклейку, раскраску, небольшой
приз.
Далее к елке выходит, поздравляет всех и играет
следующая пара.
В заключение игры все игроки получают небольшие призы.
Например: Я человек? (нет). Я зверюшка? (да). Я умею прыгать? (да). Я умею бегать? (да). Я зеленого цвета? Я ем траву? Я добрый? и т.д.
ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
СОСТАВЛЯЕМ РАССКАЗ О ЕЛОЧКЕ
Встречаем Новый год!
ЧЕМ ЗАНЯТЬ ЛЮБИМОГО РЕБЕНКА В НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ?
Рисунки на снегу
Ксения Дрызлова, автор книги «Замечательное
время: зима», предлагает удивить ребенка, предложив порисовать
на улице, где вместо бумаги у вас будет белый снег! На улицу можно взять
обычные краски и кисточки и раскрашивать небольшие участки плотного снега,
например, на снеговиках.
55 способов сказать ребенку: я тебя люблю!
Уважаемые родители!
Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.Мы думаем, что в вашем арсенале найдутся и другие признания, адресованные вашему малышу, и вы с удовольствием продолжите предложенный список.
1. Молодец!2. Хорошо!3. Удивительно!4. Гораздо лучше, чем я ожидал.
5. Лучше, чем все, кого я знаю.6. Великолепно!7. Прекрасно!
8. Грандиозно!9. Незабываемо!10. Именно этого мы давно ждали.
11. Это трогает меня до глубины души.12. Сказано здорово - просто и ясно.13. Остроумно.14. Экстра-класс.15. Талантливо.16. Ты - одаренный.
17. Ты сегодня много сделал.1 8.Отлично!19. Уже лучше.20. Еще лучше, чем я мог подумать.21. Потрясающе.22. Замечательно.23. Поразительно.
24. Неподражаемо.25. Несравненно.26. Красота!27. Как в сказке.
28. Очень ясно.29. Ярко, образно.30. Очень эффектно.
31. Прекрасное начало.32. Ты - просто чудо.3
3. Ты на верном пути.34.Здорово!35. Ты в этом разобрался.
36. Ты ловко это делаешь.37. Это как раз то, что нужно.
38. Ух!!!39. Поздравляю.40. Я тобой горжусь.41. Я просто счастлив.
42. Мне очень важна твоя помощь.43. Работать с тобой - просто радость.
44. Ты мне необходим.45. для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.46. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.
47. С каждым днем у тебя получается все лучше.
48. для меня нет никого, красивее тебя.49. Научи меня делать так же.
50. Тут мне без тебя не обойтись.51. Я знал, что тебе это по силам.
52. Ты мне нужен именно такой, какой есть.
53. Никто мне не может заменить тебя.
54. Я горжусь тем, что тебе это удалось.
55. Я сам не смог бы сделать лучше.
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!
Мы надеемся, что данные советы помогут вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в семье, где растет будущий первоклассник.
Рекомендации логопеда по обучению дошкольника основам
грамоты
Поговорим о необходимости обучения дошкольников
грамоте. Распространено мнение: «Если научить ребёнка читать до школы, то ему
будет неинтересно учиться». По мнению современных педагогов, психологов и
физиологов, это не так.
Чтение – это воссоздание звуковой формы слова по его
графической (буквенной) модели. Чтение является очень сложным
психофизиологическим процессом: в нём задействовано множество психических
процессов и функций, которые должны быть развиты у ребёнка до начала его обучения.
Это: слуховое и
зрительное сосредоточение, фонематическое
восприятие (умение различать звуки речи), фонематический анализ (умение определять последовательность звуков
в слове), слухоречевая память, зрительная память и пространственные представления
(создание четких графических образов букв), сложные движения речевого аппарата при артикулировании звуков и
т.д.
Процесс «наладки» взаимодействия всех этих функций в
процессе чтения у разных детей занимает различное время.
Но в любом случае – для того, чтобы в достаточной
степени овладеть навыком чтения, букварного периода (который по некоторым
школьным программам длится всего 2-3 месяца!) явно не хватит.
А ведь навык чтения и понимания прочитанного является основой
успешного обучения ребёнка в школе с первого класса. С первых дней пребывания в школе читающий
ребёнок окажется успешнее своего сверстника, не умеющего читать. Зачастую у учителя
не бывает возможности уделять достаточно внимания ребёнку, находящемуся на начальном
этапе обучения грамоте, а дома необходимо выполнять домашнее задание, общее для
всего класса. В такой ситуации получается, что выделить время для
совершенствования навыка чтения очень трудно, и с трудом читающий ребёнок
попадает в ситуацию стресса.
Теперь о том, кому в школе интересно учиться. Ребёнок,
поступив в школу, попадает в новые для себя условия. Физиологически созревшему,
готовому к школе ребёнку интересно всё: он овладевает новыми правилами
поведения, строит взаимоотношения с учителем и одноклассниками, начинает писать
и совершенствует навыки письма и чтения, учится учиться! Эта деятельность для
начинающего школьника очень важна и требует от него много усилий!
О какой скуке может идти речь?
Неинтересно в школе может быть ребёнку, не готовому к
школьному обучению.
Одним из важных факторов успешного обучения дошкольников чтению является способность ребенка анализировать текст, понимать, что перед ними находятся не просто картинки, но именно буквы, которые, в свою очередь, обозначают конкретные звуки. И уже затем, приходит осознание того, что буквы можно комбинировать вместе и составлять слоги для обучения чтению.
Обучение чтению дошкольников – процесс довольно кропотливый и ответственный.
1.
Четко и ясно называйте детям звуки, не пытаясь специально исказить их, чтобы было легче произносить. Как малыш услышит от вас впервые, так он ее и запомнит. Старайтесь прочесть внятно.
2.
В случае возникновения ошибок не ругайте детей, но аккуратно исправляйте, следя за тем, чтобы, в конце концов, был правильно произнесен звук, а затем и все слово, даже если это уже пятая, или шестая попытка.
3.
Как только вы видите, что малыш уже устал и сложно воспринимает новую информацию, сразу же сделайте перерыв, поиграйте с ним в другие развивающие игры, а еще лучше переключите внимание и просто погуляйте на улице. Прогулки на свежем летнем воздухе благоприятно влияют на восприятие новой информации и улучшают общее самочувствие.
4.
Максимально задействуйте игры со слогами для дошкольников, интерактивные способы обучения в игровой форме, карточки. Зачастую слова “давай поиграем” действуют на детей магическим образом.
Показывайте малышу интересные познавательные мультфильмы, в которых в яркой и доступной форме обучают чтению по слогам, например, “Учимся читать в 5” и т.д.
Таким образом, малыш не только будет интересно проводить свободное время, но и быстрее выучит материал. В любом случае, методика обучения детей чтению – то ли это игровые карточки, то ли другие материалы, должна быть не только увлекательной, но и эффективной.
Игры на умение складывать слоги
Словообразование.
- формы речи – (устная и письменная),
- из чего состоит наша речь? – (из предложений),
- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу),
- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов),
- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков),
- какие бывают звуки? – (гласные и согласные),
- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем).
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий